Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество" 2 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРАГАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МУДО «Карагайская ДМШ»
Протокол № 1
от «02» сентября 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Приказом № 20
от «02» сентября 2025 г.
Директор МУДО
«Карагайская ДМШ»
Н. Н. Махмутова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Срок обучения - 2 года

п. Карагайский
2025

Разработчик: Мурзабекова Валерия Юрьевна, преподаватель дополнительного
образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

2

СОДЕРЖАНИЕ
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
В
ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
III УЧЕБНЫЙ ПЛАН
IV КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
V СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
VI ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И

КУЛЬТУРНО-

VII ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
VIII ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

3

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» определяет содержание и организацию
образовательного процесса в МУДО «Карагайская ДМШ» (далее–Школа). Школа
вправе реализовывать дополнительную общеразвивающую программу в области
искусств при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
1.2 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» разработана на основании: Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа
Министерства культуры РФ № 754 от 02 июля 2021 г. «Об утверждении Порядка
осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская
школа искусств», «детская музыкальная школа» и т.д.».
1.3
Дополнительная
общеразвивающая
программа
разработана
Муниципальным учреждением дополнительного образования «Карагайская детская
музыкальная школа» (далее – Школа) на основании Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. самостоятельно и
утверждена в установленном порядке; является нормативно-управленческим
документом Школы, определяет содержание и организацию образовательного
процесса.
1.4 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» разработана:
- для детей, освоивших дополнительную общеразвивающую программу в
области искусств «Декоративно-прикладное искусство» (срок обучения 3 года);
- для детей старше 13 лет.
1.5 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» способствует эстетическому воспитанию
граждан, а также привлечению наибольшего количества детей к художественному
образованию (частьи 1статьи 83).
1.6 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» обеспечивает развитие творческих
способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности и может стать зоной эксперимента в освоении новых
практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов
потребностей детей и родителей (законных представителей).
1.7 Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» 2 года.
1.8 По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы в

4

области искусств «Декоративно-прикладное творчество» выпускникам выдается
документ, форма которого разрабатывается Школой самостоятельно.

5

II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ
2.1 Минимум содержания дополнительной общеразвивающей программы в
области искусств «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивает развитие
значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего
поколения, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка,
его личностных и духовных качеств.
2.2 Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств
«Декоративно-прикладное
творчество»
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 в области художественного творчества:
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
- знаний последовательности работы над композицией;
- знаний закономерности цветового решения;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
 в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области
декоративно-прикладного искусства;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства,
народных художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного
искусства, народных художественных ремесел.

6

III УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.1Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие предметные
области:
- учебные предметы художественного творчества
- учебные предметы историко-теоретической подготовки;
- учебный предмет по выбору
Дополнительная общеразвивающая программа
в области искусств «Декоративно-прикладное творчество»
Учебный план
2025 - 2026 уч. год
№
п/п

Наименование
предметной
области/учебного
предмета

Срок обучения 2 года
Промежуточная
Итоговая
аттестация
аттестация

Годы
обучения
/классы/
Количество
аудиторных
часов в неделю
1
2
Форма
Сроки
проведения проведения

1

Учебные предметы
художественного
творчества
1.1 Прикладная
2
2
к/у
1,2
1
композиция
полугодие выставка
2
Учебные предметы
историкотеоретической
подготовки
2.1 История народной
1
1
к/у
1,2
2
культуры
и
полугодие зачет
изобразительного
искусства
ИТОГО
3
3
3
Учебный предмет
1
1
по выбору*
ИТОГО
ВСЕГО
4
4
*Примерный перечень предметов по выбору:
- отдельные предметы учебного плана, художественное ткачество, художественная
роспись, вышивка, кружевоплетение, батик, художественная резьба по дереву,
работа с кожей, бисером, изготовление игрушки, керамика, оригами,
бумагопластика, пластилинография, квиллинг, гобелен, лоскутное шитье,
конструирование одежды, народный орнамент, филейное вязание и другое.

7

3.2 Примечания к учебному плану:
1. Выпускники 2 класса считаются окончившими полный курс Школы по
данной общеразвивающей программе;
2. Предмет по выбору «Народные промыслы», предполагающий
художественно-выставочный проект, направленный на совершенствование
образовательного процесса.
3.3
При
реализации
программы
предусматриваются
аудиторные
мелкогрупповые занятия. Количественный состав групп, работающих с
различными материалами, инструментами и оборудованием, требующим
повышенного внимания к безопасному выполнению работ, допускается от 2 до 6
человек.
В школе с контингентом обучающихся менее 100 человек допускается состав
групп от 2 человек.
3.4 Промежуточный просмотр учебных работ проводится по итогам второго
полугодия. Итоговый просмотр проводится по итогам 2 класса.
3.5 Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
3.6 Объем самостоятельной (домашней) работы в неделю определяется
образовательной организацией с учетом освоения детьми общеразвивающих
программ в общеобразовательном учреждении.

8

IV КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
2025 -2026 УЧ. ГОД
Срок обучения 2 года

=

=

=

=
=

р э = =
р и = =

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени
р

Промежуточная
аттестация
э

Итоговая
аттестация
и

34
34
64

1
1
2

1
1
2

Итоговая
аттестация

Август

Резерв учебного
времени

Июль

Аудиторные занятия

Июнь

25-31

18-24

11-17

27-03

04-10

Май

20-26

13-19

30-05

06-12

23-29

Апрель

16-22

09-15

23-01

02-08

16-22

09-15

26-01

02-08

19-25

Март

-

Всего

=

12-18

29-04

05-11

22-28

15-21

Февраль

Январь

Каникулы

=
=

08-14

01-07

Декабрь

24-30

17-23

10-16

27-02

Ноябрь

03-09

20-26

13-19

29-05

1
2

06-12

Октябрь

22-28

15-21

08-14

01-07

Классы

Сентябрь

Промежуточная
аттестация

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

1. График учебного процесса

17
17
34

53
53
106

Каникулы

=

9

V СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
5.1 Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы
в области декоративно-прикладного искусства включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
5.2 В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
устанавливается два зачета.
5.3 В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации в Школе используются зачеты, контрольные работы, устные
опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные
просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная
аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
5.4 По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании Школы.
5.5 Школой разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации
текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся
создаются фонды оценочных средств, которые включают типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, и утверждаются Школой
самостоятельно.
5.6 Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных знаний, умений, навыков.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу: «5»; «4»; «3»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении: «5»-отлично; «4»-хорошо; «3»-удовлетворительно;
«2»-неудовлетворительно.
5.7 По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки обучающимся
выставляются по каждому предмету. Оценки могут выставляться и по окончании
четверти.
5.8
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.

10

VI ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУДО «КАРАГАЙСКАЯ ДМШ»
6.1 Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности разрабатывается Школой на каждый учебный год самостоятельно,
утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью
дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Декоративноприкладное творчество», реализуемой в МУДО «Карагайская ДМШ» и отражается
в общем плане работы Школы в соответствующих разделах.
6.2 Цель программы:
- создание в Школе комфортной развивающей образовательной среды для
обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности.
Задачи программы:
- выявление и развитие одаренных детей в области искусства;
- организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
творческих встреч, и др.);
- организация посещений обучающимися учреждений и организаций сферы
культуры и искусства п. Карагайского, Верхнеуральского района, а также за её
пределами;
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства;
- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке преподавателей Школы и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- обеспечение программы учебно-методической документацией по всем
учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся;
- создание учебных творческих проектов;
- повышение качества педагогической и методической работы Школы через
регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне
Школы, района, Челябинской области и за её пределами (мастер-классы, конкурсы,
творческие отчеты и др.), а также обобщение опыта педагогической и методической
работы педагогического коллектива Школы, сохранение педагогических традиций.
6.3 В рамках творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности Школа сотрудничает с общеобразовательной школой и дошкольным
учреждением поселка, с другими учреждениями культуры и искусства
Верхнеуральского района.
11

6.4 Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность
обучающихся и преподавателей Школы осуществляется в счет времени
отведенного на внеаудиторную работу обучающихся.
6.5 В Школе проводится просветительская работа среди родителей по вопросам
художественно-эстетического образования и воспитания детей в форме
родительских собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми,
выставочных мероприятий.
6.6 Информационная работа включает:
- разработку сценариев, праздников, концертов, тематических выставок;
-публикацию материалов в средствах массовой информации, на сайте школы,
оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и итогами;
- проведение мероприятий;
- работу по повышению статуса и имиджа Школы;
- социальное партнерство.
6.7 Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий
проводимых администрацией Школы, преподавателями в целях:
- овладения
методами и
приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе;
- поиска новых наиболее рациональных и эффективных форм и методов
организации, проведения и обеспечения образовательного процесса;
- предоставления каждому участнику образовательного процесса возможности
самоутверждения в наиболее значимых для него сферах, обеспечение личностного
роста;
- повышения педагогического мастерства, распространения, обобщения и
внедрения передового педагогического опыта;
- повышения педагогической квалификации работников Школы;
- формирования у преподавателей потребности к занятию самообразованием
через участие в творческих группах, аттестацию, проведение творческих отчетов,
открытых уроков;
6.8 Основным условием формирования и наращивания необходимого и
достаточного кадрового потенциала Школы является обеспечение в соответствии с
новыми образовательными задачами непрерывного педагогического образования.
Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей,
состоит из следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
районном уровнях;
- участие в областных семинарах и конференциях;
- организация наставнической деятельности;
- систематичность повышения квалификации в централизованных формах;
- аттестация педагогических работников;
- творческая деятельность преподавателей.
6.9 Создание в Школе «ситуации успеха» для развития способностей каждого

12

обучающегося, непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции
преподавателей, совершенствования
их
творческой
и
педагогической
деятельности, а также
внедрению новых образовательных технологий. В
условиях современного социального заказа это, непременно, приведет к
обновлению содержания образования и технологии обучения, повышению качества
образовательных услуг и авторитету Школы.

13

VII ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
В
ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
7.1 Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств
«Декоративно-прикладное творчество» реализуется посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающее творческое и
духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитание творчески
мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях
быстроменяющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию
развития личности;
- обеспечение для детей свободного выбора дополнительной общеразвивающей
программы.
7.2
Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» способствует формированию у
обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитанию
активного слушателя.
7.3 С этой целью содержание дополнительной общеразвивающей программы в
области искусств «Декоративно-прикладное творчество» основывается на
реализации учебных предметов как в области художественно-творческой
деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.
7.4 Учебный план дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» сгруппирован по предметным
областям: учебные предметы художественно-творческой подготовки, учебные
предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору,
формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
7.5 Содержание учебных предметов направлено на формирование у
обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве, приобретение
детьми начальных, базовых творческих умений и навыков в области декоративноприкладного искусства.
7.6 При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» предусмотрены аудиторные и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут
проводиться в мелкогрупповой форме. Количество обучающихся при
мелкогрупповой форме – от 4-х до 7 человек; с контингентом обучающихся менее
100 человек допускается состав групп от 2человек.
7.7 Продолжительность академического часа устанавливается Уставом Школы
и составляет 40 минут.
7.8 Продолжительность
учебного
года устанавливается в
объеме
39
недель,
продолжительность
учебных
занятий
34-35
недель,
продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 4-х недель,

14

продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.
7.9 Качество реализации дополнительной общеразвивающей программы в
области искусств «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается за счёт:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей);
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное и высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета;
7.10 Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
7.11 Школа должна взаимодействовать с другими образовательными
организациями, реализующими образовательные программы в области
музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки,
использования передовых педагогических технологий.
7.12 Финансирование реализации общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства должно осуществляться в объеме,
позволяющем обеспечивать качество образования.
7.13 Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги в сфере
образования для реализации дополнительной общеразвивающей программы в
области искусств «Декоративно-прикладное творчество» устанавливаются
Учредителем Школы.
7.14 Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебнометодической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями) по
всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на её выполнение.
7.15 Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на
выполнение домашнего задания, а также участие обучающихся в творческих
мероприятиях, проводимых Школой.
7.16 Выполнение обучающимися домашнего задания должно контролироваться
преподавателем.
7.17 Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам, формируемым в соответствии с перечнем
учебных предметов учебного плана.
7.18 Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями.

15

7.19 Материально-технические условия Школы должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных
дополнительной общеразвивающей программой в области искусств «Декоративноприкладное творчество» разработанной Школой.
7.20 Материально-техническая база Школы должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа должна
соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
7.21
Минимально
необходимый
для
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы в области искусств «Декоративно-прикладное
творчество» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения должен соответствовать профилю
общеразвивающей программы. При этом в Школе необходимо наличие: учебных
аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со
специальным учебным оборудованием
(столами, стульями, шкафами и др.)

16

VIII ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дополнительная общеразвивающая программа
«Декоративно-прикладное творчество»
Срок обучения - 2 года
1 Учебные предметы художественного творчества
1.1 Прикладная композиция
2 Учебные предметы историко-теоретической подготовки
2.1 История народной культуры и изобразительного искусства
3 Предмет по выбору
Народные промыслы

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».