ОП ДПП Фортепиано

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Карагайская детская музыкальная школа»

Принято
Педагогическим советом
МУДО «Карагайская ДМШ»
Протокол № 1 от «02» сентября 2025 г.

Утверждено
Директор
Махмутова Н. Н.
Приказ № 20 от «02» сентября 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«ФОРТЕПИАНО»

Срок обучения 8(9) лет

п. Карагайский 2025

Дополнительная профессиональная программа в области искусств «Фортепиано»
разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства (далее ФГТ)

2

Содержание
I Пояснительная записка
II Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной программы в области искусств «Фортепиано»
III Учебный план
IV Календарный учебный график образовательного процесса
V Программы учебных предметов
VI Система и критерии оценок, используемые при проведении
промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения
обучающимися образовательной программы
VII Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности

3

I Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств
«Фортепиано» (далее – ДПП «Фортепиано»), направленная на творческое,
эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для
приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по
изучению и постижению музыкального искусства, является системой учебнометодических документов, сформированной МУДО «Карагайская ДМШ» (далее –
Школа) на основе Федеральных Государственных Требований (далее ФГТ) к
дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
«Фортепиано»
разработана Школой
на основании Федерального закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. самостоятельно и
утверждена в установленном порядке; является нормативно-управленческим
документом Школы, определяет содержание и организацию образовательного
процесса.
Программа
разработана
с
учётом
обеспечения
преемственности
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Целью данной программы является:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Задачами программы являются:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Содержание программы ориентировано на:
4

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Срок освоения ДПП «Фортепиано» для детей, поступивших в Школу в
первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения ДПП «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Обучающиеся имеют право на освоение ДПП «Фортепиано» в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам при условии освоения
обучающимися объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных
ФГТ.
При
приеме на обучение по ДПП «Фортепиано» Школа проводит
конкурсный отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор
детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий
может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на
фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным
сопровождением на фортепиано).
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа создаёт комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
5

концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития музыкального искусства и
образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
преподавателей и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания ДПП «Фортепиано» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
- эффективного управления Школы.
Реализация ДПП «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного
плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
соответствующем требованиям ДПП «Фортепиано». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история
музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания.
ДПП «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по
всем учебным предметам.
Реализация ДПП «Фортепиано» обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна
составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
6

которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, а в остальное время деятельность педагогических
работников
направлена
на
методическую,
творческую,
культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
ОП.
Преподаватели Школы проходят дополнительное профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три
года. Педагогические работники Школы осуществляют творческую и
методическую работу.
Школа создаёт условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими
ОП в области искусств, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации ДПП
«Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации ДПП «Фортепиано» должны обеспечивать
Школе исполнение ФГТ.
При реализации ДПП «Фортепиано» с учетом сложившихся традиций и
методической целесообразности планируется работа концертмейстеров:
- по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
- по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов аудиторного
учебного времени в случае привлечения к реализации данного учебного предмета
работников Школы (при отсутствии обучающихся по другим ОП в области
музыкального искусства);
- по учебному предмету «Концертмейстерский класс» - от 60 до 100
процентов аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации ДПП «Фортепиано»
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися
результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации ДПП «Фортепиано» Школа располагает необходимыми
учебными аудиториями, специализированными кабинетами,
и материальнотехническим обеспечением, включающим в себя:
- концертный зал с концертным роялями, пультами и звукотехническим
оборудованием,
- библиотеку,
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку),
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий,
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа», оснащены роялями или пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6
кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский
7

класс» - не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или
роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов.
Школа имеет комплект подставок для ног, на стулья для детей разного
возраста.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
II Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной
программы «Фортепиано»
Минимум содержания ДПП «Фортепиано» обеспечивает целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения данной программы музыкально-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и
при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
8

- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения, сверх обозначенных выше предметных областей, является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на
достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в
области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани,
типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение
интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного
музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов
фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам
обязательной части должны включать:
Специальность и чтение с листа:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические
произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
9

- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в
качестве солиста.
Ансамбль:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных
для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат,
сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерноинструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных
композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому
исполнительству на разнообразной литературе;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи
барокко, в том числе сочинений И. С. Баха, венской классики, романтизма, русской
музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Концертмейстерский класс:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой
самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими
образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и
инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
- умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам)
несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого
произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
10

Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей
хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие
у
обучающегося
художественного
вкуса,
сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания
музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том
числе:
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые
и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических
периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
11

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные
стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими
видами искусств.
Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов
фактур).

12

III УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области искусств
«Фортепиано»

Срок обучения – 8 лет

Структура и объем ОП
Обязательная часть
ПО.01.

Музыкальное
исполнительство

ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с

1777

2706,5

1588

1185

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

8

4-й класс

7

3-й класс

6

11

12

13

14

15

16

17

1-й класс

5

Распределение по годам обучения

(по
полугодиям)2)

Зачеты,
контрольные
уроки
Экзамены

4

20652246
2065

Промежуто
чная
аттестация

2-й класс

3

3999,54426,51)
3999,5

Мелкогруппов
ые занятия
Индивидуальн
ые занятия

2

Групповые
занятия

1

Аудиторные
занятия
(в часах)

Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим Самосто
альная
учебная ятельная
нагрузка работа

9

10

Количество недель аудиторных занятий

1934,5-2180,5

32

33

1934,5

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

1118,5

592

к/у

1,3

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

листа3)
экзам
ен

ПО.01.УП.02 Ансамбль

330

198

ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс4)

122,5

73,5

ПО.01.УП.04 Хоровой класс4)

477

131,5

ПО.02.

1135

477

Теория и история музыки

132

к/у
49

345,5

зачет
зачет

ПО.02.УП.02 Слушание музыки

641,5

147

263

378,5

49

98

экзам
ен
к/у
к/у

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)

Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:

346,5

165

181,5
экзам
ен

3841,5

2065

1

1

1

1

1

1,5 1,5

1

1

1

1

1
1

1/0

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

1

1,5

7

7,5

7,5

8,5

8/7

15 16,5 16,5

20

18/1
5,5

658
к/у

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

,5
…15
2,4
,6
…14,
16
8,
10,
12,
14
1416
6,
16
2,4
…14,
15
16
6
913,
15

1

16

1776,5

5

5,5 5,5

1776,5

10

10,
11,5
5

14

Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.05.УП.05
Ансамбль
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль/
Концертмейстерский
К.03.04.
класс
Сводный хор
К.03.05.
А.04.00.
Аттестация
Промежуточная
ПА.04.01.
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8)

32
427
98

4268,5

181
-

2246

246
98

16

1

1

2022,5

6

6,5 6,5

7

7,5

7,5

8,5

8/7

2022,5

11

11, 11,
5
5

15

16,
5

18,
5

22

26/2
1,5

8
4

8
4
4

37
158

-

9

158
62
20

1

9
Годовая нагрузка в часах
6
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4

10

2

2

2

6

2

2

2

8

8

8

8

1

1

-

60
Годовой объем в неделях

4

7

1

8
1

8
1

8
1

1

2
1
0,5

2

0,5
8

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1)

2)

3)

4)

5)

В общей трудоемкости ОП на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации
учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия обучающимся с присутствием преподавателя, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема
времени аудиторных занятий вариативной части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на
самостоятельную работу (например «Ритмика»). При формировании ДШИ вариативной части ОП, а также при введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в
области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических
работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия
после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9–12»
– и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных
уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия ДШИ устанавливает
самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного
предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной
четверти.
По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические
зачеты, зачеты по чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального
произведения.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному
хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебным
предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по
другим ОП в области музыкального искусства.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.06.–В.10.)
или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. Вариативную часть
можно использовать и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области
эстрадно-джазового искусства. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться
установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена
возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
16

6)

7)
8)

В качестве дополнительного инструмента предлагается: орган, клавесин, гитара, электроинструменты или другие музыкальные
инструменты по усмотрению ДШИ.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторная нагрузка – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период
летних каникул.

Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек или 1 обучающийся с
преподавателем); индивидуальные занятия.
2.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» проводится следующим образом: сводный хор из обучающихся по ДООП и
ДПОП. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
3.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения
музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
4.
Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов,
инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ДШИ или, в случае их недостаточности, работники ДШИ.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ДШИ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени,
отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
5.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки
обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» – 1-4 классы – 2 часа в неделю, 5-8 классы – 2,5 часа; «Ансамбль» – 1 час в неделю с 4 по 7 класс;
«Хоровой класс» – 1-3 класс – 1 час в неделю, с 4-8 – по 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» - 7, 8 класс по 1 часу;
«Сольфеджио» –1 класс 1 час в неделю и со 2 по 8 класс 1,5 часа в неделю; «Слушание музыки» – 1 час в неделю с 1-3 класс;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – с 4 по 7 класс 1 час в неделю, 8 класс – 1,5 часа. Вариативная часть «Ансамбль»
- 1 – 3 класс по 1 часу в неделю.
17

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»

Структура и объем ОП
Обязательная часть
ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03

Музыкальное
исполнительство
Специальность и чтение с
листа
Ансамбль2)
Теория и история музыки
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Элементарная теория музыки

686-7521)

6

7

8

9

363379,5

686

363

429

264

297

198

132
231
82,5

66
99
33

82,5

33

66

33

2-е полугодие

Экзамены по
полугодиям

5

Распределение по
учебным
полугодиям
1-е полугодие

Зачеты,
контрольные
уроки по
полугодиям

Трудоемкость
в часах
4

Индивидуальн
ые занятия

3

Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогруппов
ые занятия

2

Самост.
работа

Групповые
занятия

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных предметов

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальна
я учебная
нагрузка

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

10

11

Количество недель
аудиторных занятий

323-372,5

16

323

-

66

99
99

-

17

Недельная
нагрузка в часах

17

3

3

18



2

17

1,5

1,5

49,5

17

1,5

1,5

33

17,18

1

1

66
132
49,5

-

18

Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть3)
В.01.УП.01 Хоровой класс4)
История искусства
(изобразительного,
В.02.
театрального,
киноискусства)
В.03.
Дополнительный инструмент
В.04.
Сочинение
В.05.
Электронная музыка
В.06.
Музыкальная информатика
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.
К.03.05.

Консультации6)
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
Сводный хор4)

660

363

297



9

297



19,5

1,5

1,5

346,5

10,5

10,5

346,5

21,5

21,5

6
66
66

16,5
16,5

-

49,5
49,5

18

х
х
х
х
х

726

379,5

7
26

-

4

Годовая
нагрузка в часах
8
4

4

4

2

2
8

26
8

8

-

19

А.04.00.
ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.

Аттестация
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.01.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени6)
1.

2.

3.

4.

Годовой объем в неделях
2
1
0,5

2

0,5
1

1

В общей трудоемкости на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации
учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия обучающегося с присутствием преподавателя, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема
времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел
индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Струнные инструменты», «Духовые и
ударные инструменты», так и педагогические работники ДШИ (преподаватели, концертмейстеры). В случае привлечения к
реализации данного учебного предмета работников ДШИ по учебному предмету планируются концертмейстерские часы в объеме до
100% аудиторного времени.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен один учебный предмет вариативной части и возможность его реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.–В.06.)
или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из
выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ формой контроля
(контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в
той или иной форме занятий.
При реализации учебного предмета вариативной части «Хоровой класс» предусматриваются консультации по «Сводному хору». В
данном случае для концертмейстера предусматриваются часы в объеме не менее 80% от аудиторного времени. При реализации
учебного предмета «Хоровой класс» в учебных группах одновременно могут заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации
«Сводный хор», используются по усмотрению ДШИ на консультации по другим учебным предметам.
20

5.
6.

Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счет резерва учебного
времени.

Примечание к учебному плану
1.Объем самостоятельной работы в неделю обучающихся по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за
весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы основного общего образования. По предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся
планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» – по 6 часов в неделю;
«Ансамбль» – 1,5 часа в неделю;
«Сольфеджио» – 1 час в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю;
«Элементарная теория музыки» – 1 час в неделю.

21

IVКалендарный учебный график образовательного процесса
При реализации ДПП «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При
реализации ДПП «Фортепиано» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом
классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме
13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Реализация ДПП «Фортепиано» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.

22

Календарный учебный график на 2025 - 2026 учебный год
Дополнительная предпрофессиональная программа
в области искусств «Фортепиано»
.
Срок обучения – 8 лет
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

1. Календарный учебный график

1

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

=

=

=

=

П Р Р = =

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени
Р

Промежуточная
аттестация
П

Итоговая
аттестация
И

Всего

Январь

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация
Каникулы

Декабрь

Аудиторные

Ноябрь

27-02*
03-09
10-16
17-23
24-30
01-07
08-14
15-21
22-28
29-04*
05-11 *
12-18
19-25
26-01
02-08
09-15
16-22
23-01
02-08
09-15
16-22
23-29*
30-05
06-12
13-19
20-26
27-03
04-10
11-17
18-24
25-31

20-26

13-19

06-12

29-05

Октябрь

22-28

15-21

08-14

01-07

Классы

Сентябрь

32

1

1

-

17

51

32

1

2

-

17

51

Каникулы

=

23

V Программы учебных предметов
8 лет обучения

ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03
В.00.
В.01.УП.01

Обязательная часть
Музыкальное исполнительство
Специальность и чтение с листа
Ансамбль
Концертмейстерский класс
Хоровой класс
Теория и история музыки
Сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
Вариативная часть
Ансамбль

VI Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения ОП обучающимися.
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация, являющаяся основной формой контроля
учебной работы, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в
виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов.
По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной
аттестации обязательно проводятся технические зачеты, зачеты по чтению с листа,
зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся
музыкального произведения.
24

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий
учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету.
Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т. е. по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании Школы.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются преподавателями на основании ФГТ.
При
промежуточной
аттестации
результатов
освоения
обучающимися ДПП «Фортепиано» используются следующие системы оценок:

дифференцированная 5-ти балльная система

словесная система оценок (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно);

зачётная система (зачёт, незачёт).
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся разрабатываются преподавателями, ведущими
учебные предметы. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и
её учебному плану.
Общие критерии оценивания выступлений
в рамках промежуточной аттестации
(по предметам исполнительской направленности)
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
25

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля
(оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных
программ в области музыкального искусства в соответствии с федеральными
государственными требованиями (ФГТ), установленными к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также
срокам их реализации.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся по ДПП
«Фортепиано» определяются на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность и чтение с листа;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных
экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, письменный
и (или) устный ответ.
Временной интервал между выпускными экзаменами не может быть меньше
трех календарных дней.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в
том числе ансамблевого;
 достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и
жанров зарубежных и отечественных композиторов;
 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Программы, темы, билеты, исполнительский репертуар, предназначенные
для выпускных экзаменов, утверждаются директором Школы не позднее, чем за
три месяца до начала проведения итоговой аттестации.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации и формируются фонды оценочных средств. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
Критерии оценки качества освоения программы учебного предмета в
рамках итоговой аттестации обучающихся:
Оценка
5 «отлично»

Критерии оценивания
Осмысленное
и
технически
качественное
исполнение (грамотное изложение) программного
26

4 «хорошо»
3 «удовлетворительно»
2 «неудовлетворительно»

материала,
учащийся хорошо ориентируется в
содержании предмета.
Осознанное исполнение (грамотное изложение)
программного материала, но учащийся допускает
несущественные ошибки, технические погрешности.
Обучающийся часто ошибается, посредственно
ориентируется в программном материале, не
обладает качественными практическими навыками.
Знания, умения, навыки обучающегося не позволяют
удовлетворительно
изложить
программный
материал.

Данная система оценки качества освоения программных требований
является основной. Более детализированная система оценивания приводится в
программах учебных предметов.
Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения
дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств
«Фортепиано»
на основании итогов текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающегося.
VII Программа творческой, методической
и культурно-просветительской деятельности
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа создаёт комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области искусств;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития музыкального искусства и
образования.
Для успешной реализации основной задачи школы – сохранение основ
классического художественного образования и патриотического воспитания
большое внимание в образовательном процессе уделяется коллективным формам
обучения. Созданы и плодотворно работают детские творческие коллективы:
народный ансамбль русских народных инструментов, детский хоровой коллектив,
семейный инструментальный ансамбль, детский вокальный ансамбль.
27

На базе МУДО «Карагайская ДМШ" проводятся внутришкольные конкурсы
исполнительского мастерства. Обучающиеся с преподавателями принимают
участие в конкурсах разного уровня.
Методическая работа Школы направлена на:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- поиски и освоение максимально эффективных методик преподавания
дисциплин;
- обеспечение условий, необходимых для наиболее успешного развития и
реализации творческих способностей обучающихся;
приобретение
ими
знаний,
соответствующих
определенным
образовательным программам.
Администрация Школы осуществляют контроль за реализацией
образовательной программы.
Методическая деятельность
ведется в соответствии с общешкольным
планом работы на текущий учебный год.
Планирование методической работы осуществляется параллельно на
нескольких уровнях:
- общешкольном (педсоветы);
- индивидуально каждым преподавателем (в рамках плана повышения
квалификации).
Методическая работа преподавателей МУДО «Карагайская детская
музыкальная школа» включает следующие разделы:

проведение открытых уроков;

подготовка методических докладов, сообщений, разработок;

работа по составлению учебных программ;

работа
над
усовершенствованием
требований
к
зачетам,
академическим концертам, экзаменам;

разработка положений о конкурсах, олимпиадах;

показ нового и интересного педагогического репертуара;

изучение методической и учебной литературы;

прослушивание и обсуждение аудио- и видеозаписей;

участие преподавателей Школы в работе мастер-классов, зональных и
областных методических семинаров и конференций;

подготовка обучающихся к зональным и областным конкурсам и
фестивалям;

анализ текущей учебной и творческой работы, побуждающий к поиску
и освоению новых эффективных методов и форм работы во всех направлениях.
Планирование методической работы на
нескольких уровнях и по
перечисленным разделам позволяет уделять необходимое внимание всем наиболее
существенным проблемам, возникающим в работе Школы, позволяет вести
контроль за каждым элементом сложного образовательного процесса.
Культурно-просветительская деятельность является воплощением на
практике одного из важнейших направлений работы Школы – эстетического
воспитания подрастающего поколения. Реализация этого направления
осуществляется в тесной связи с организацией культурного досуга детей и
родителей (законных представителей), а также с внеклассной работой.
МУДО «Карагайская ДМШ» является центром культурной жизни поселка
Карагайского Верхнеуральского района. Школа имеет широкий круг социального
28

партнёрства, тесно сотрудничает с учреждениями культуры, общего образования,
общественными организациями и др.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».